Раз в месяц мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

ВЛИЯНИЕ ОЗОНОТЕРАПИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ЛЕЧЕНИИ ФЕТОПЛАЦЕНТАРНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ, НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Э.М. Иутинский1, С.А. Дворянский1, С.М. Пшеницына1,

Х.М. Клементе Апумайта2, Н.Н. Никишов3, И.В. Зеленская4

1Кировская государственная медицинская академия, Киров, Россия

2Медицинский центр Аэрофлота, Москва, Россия

3Медицинский институт БФУ им. И. Канта, кафедра акушерства и гинекологии, Калининград, Россия

4Перинатальный центр ГБУЗ Детская краевая больница министерства здравоохранения Краснодарского края, Краснодар, Россия

Abstract

This article provides an analysis of physical and neuropsychic development of children first year of life whose mothers received during the pregnancy ozone therapy in connection with the presence of placental insufficiency. The authors come to the conclusion about the presence of medical ozone long-term effect, manifested in the normalization of the children’s psycho-neurological status that is associated with antyhypoxic effect on the fetus.

Key words: ozone therapy, children first year of life, psycho-neurological status

В статье приводится анализ физического и нервно-психического развития детей первого года жизни, чьи матери получали в процессе беременности озонотерапию в связи с наличием у них фетоплацентарной недостаточности. Авторы приходят к выводу о наличии у медицинского озона длительного эффекта, выражающегося в нормализации у детей психо-неврологического статуса, что связано с антигипоксическим действием на плод.

Ключевые слова: озонотерапия, дети первого года жизни, психо-неврологический статус

Известно, что психо-неврологическое развитие детей, особенно в возрасте до одного года, когда формируется большое количество навыков и умений, в значительной степени зависит от тех условий, в которых развивался внутриутробный плод. В случае недостаточного снабжения плода кислородом и питательными веществами, что и является сутью фетоплацентарной недостаточности, в дальнейшем развитие таких детей идет более медленно, чем у их сверстников, что проявляется в снижении интеллекта и плохой успеваемостью в школе [1, 2].3

Патологическое влияние перенесенной во время беременности гипоксии и гипотрофии плода реализуется у детей посредством появления во внеутробной жизни большого количества разнообразных хронических соматических дегенеративных заболеваний (синдром инсулинорезистентности, остеопороз, гипоспадия у мальчиков, иммунодефицитные состояния) [3-6].

Таким образом, дети, чье внутриутробное развитие проходило на фоне хронической фетоплацентарной недостаточности, гораздо в большей степени подвержены различного рода заболеваниям, первичной профилактикой которых может стать эффективное лечение ФПН. Одним из эффективных средств борьбы с ФПН по мнению различных авторов, является озонотерапия [7-11].

Целью данного исследования было оценить, каким образом перенесенная во время беременности ФПН влияет на развитие ребенка на первом году жизни и какое влияние на это оказывает ранеее проведенная озонотерапия.

Материал и методы исследования

Мы обследовали 214 детей, которые были разделены на три группы.

В I группу вошло 52 ребенка, матери которых во время беременности не имели признаков хронической ФПН..

Во II группу вошло 106 детей, рожденных от матерей с ФПН, от матерей с верифицированной ФПН, в комплекс лечения которой помимо традиционной терапии, входила терапия медицинским озоном (5-7- дневный курс внутривенных капельных инфузий озонированного физраствора, приготовленного с использованием в концентрации озона 400 мкг/л озоно-кислородной смеси).

У матерей 56 детей III группы во время беременности так же была диагностирована патология фетоплацентарного комплекса, однако лечение ее осуществлялось только с помощью традиционной медикаментозной терапии.

Социально – бытовые условия в семьях всех новорожденных были примерно одинаковыми. Так же достоверно не отличался и характер питания (табл. 1) детей, что позволило исключить влияние этих факторов на возможные различия в физическом и психическом развитии ребенка.

Большинство детей в первые полгода жизни находились на грудном вскармливании, и лишь небольшая их часть с самого рождения получала искусственное питание.

Для комплексной оценки темпов развития ребенка на первом году жизни ежемесячно в течение года проводилось изучение его физического и психического статуса. Темпы физического развития ребенка определялись посредством измерения его основных антропометрических показателей и оценки их динамики, а также по становлению и совершенствованию основных моторных актов.

Психическое развитие ребенка определялось по его эмоциональному статусу, способности контактировать с окружающими, но самое главное – по становлению и совершенствованию речи, как признака развития второй сигнальной системы.

Таблица 1. Характер питания детей на первом году жизни (M±m)

Характер питания

Группы

I

(n=52)

II

(n=106)

III

(n=56)

Искусственное вскармливание с рождения, %

3,85±2,67

5,66±2,24

5,36±3,01

 

Грудное вскармливание до 1 месяца, %

11,54±4,43

10,38±2,96

10,71±4,13

Грудное вскармливание до 2-3 месяцев, %

36,52±6,62

37,74±4,71

35,71±6,40

Грудное вскармливание до 4-8 месяцев, %

34,62±6,60

32,08±4,53

33,93±6,33

Грудное вскармливание до 9-12 месяцев, %

13,47±4,73

14,14±3,38

14,29±4,68

Длительность грудного вскармливания, мес.

5,34±0,15

5,61±0,20

5,75±0,18

Использовались общепринятые физикальные, лабораторные методы исследования. Обследование проводилось совместно со смежным специалистом – неонатологом.

Обработку данных проводили в программе Microsoft Excel, с рассчетом среднего арифметического М, стандартной ошибки среднего арифметического — m. Достоверность различий в сравниваемых рядах проверяли с использованием критерия Стьюдента и принимали при 5% уровне значимости.

Результаты исследования и их обсуждение

При рождении вес и рост новорожденных в III группе был меньше, чем аналогичные показатели детей двух других групп, подобная тенденция сохранилась и к окончанию первого года жизни. Так средний вес детей первого года жизни в I группе составил 10389,28±76,23 г., во II группе 10511,82±85,19 г. и в III группе — 9374,25±74,28 г., а рост соответственно — 76,65±0,33 см., 76,72±0,37 см. и 73,18±0,42 см (рис. 1).

Подобные отличия объясняются не только изначальной разницей в величинах этих антропометрических показателей, но и достоверно меньшим приростом их в течение года у детей III группы (рис. 2, табл. 2).

Так изменения веса в I группе за 12 месяцев составили 7092,15±72,19 г., во II группе — 7284,85±68,75 г., а в III — 6398,11±62,10 г. За тот же промежуток времени рост в среднем увеличился у детей I группы на 24,55±0,32 см., II группы – на 25,12±0,29 см., III группы – на 23,59±0,35 см.25

 

Рис. 1. Динамика веса у детей в течение первого года жизни (* — различия с показателями I и II групп достоверны при p<0,05)

Рис. 2. Динамика роста у детей в течение первого года жизни (* — различия с показателями I и II групп достоверны при p<0,05)

Первый год жизни ребенка наряду с интенсивным ростом, характеризуется значительными изменениями в деятельности нервной системы, как центральной, так и периферической, что в свою очередь проявляется развитием новых навыков и умений.6

 

Таблица 2. Динамика основных антропометрических показателей у детей на первом году жизни (M±m)

Возраст

Группы

I

(n=52)

II

(n=106)

III

(n=56)

 

Вес (г.)

Рост (см.)

Вес (г.)

Рост (см.)

Вес (г.)

Рост (см.)

0

3315,67±73,04

52,28±0,31

3274,29±65,32

51,74±0,26

3061,45±72,18*

49,67±0,34*

1 мес.

4062,72±76,25

55,01±0,45

3985,61±70,39

54,25±0,38

3640,35±73,14

51,93±0,33

 

2 мес.

4785,19±69,81

57,34±0,39

4709,68±74,12

56,72±0,29

4318,06±70,09

54,24±0,27

3 мес.

5513,44±81,13

59,81±0,40

5498,19±82,15

59,23±0,35

5037,94±60,43

56,70±0,39

4 мес.

6401,15±74,92

62,15±0,32

6382,55±60,54

61,72±0,34

5782,41±68,35

59,08±0,28

5 мес.

7130,59±63,25

64,71±0,46

7188,71±80,23

64,22±0,28

6421,68±81,92

61,53±0,31

6 мес.

7645,30±79,16

67,20±0,34

7794,02±66,71

66,75±0,29

6970,57±79,04

63,92±0,26

7 мес.

8105,46±80,07

68,92±0,31

8316,34±89,03

69,22±0,31

7561,43±61,82

66,33±0,41

 

8 мес.

8558,03±78,45

70,55±0,35

8725,94±80,38

70,75±0,36

7952,86±82,15

67,78±0,32

9 мес.

9032,41±73,60

72,10±0,33

9208,72±79,03

72,27±0,33

8375,22±73,68

69,14±0,38

10 мес.

9510,06±74,56

73,67±0,44

9641,15±64,40

73,78±0,27

8691,55±79,11

70,61±0,36

 

11 мес.

9969,10±82,35

75,19±0,37

10084,65±86,94

75,26±0,25

9003,34±84,19

71,95±0,37

12 мес.

10389,28±76,23

76,65±0,33

10511,82±85,19

76,72±0,37

9374,25±74,28*

73,18±0,42*

Общая прибавка за 12 месяцев

7092,15±72,19

24,55±0,32

7284,85±68,75

25,12±0,29

6398,11±62,10*

23,59±0,35*

 

Примечание: * — Различия с показателями I и II групп достоверны при p<0,05.

27

Самый первый из таких навыков (способность фиксировать взглядом предметы) у детей I и II групп появился примерно в одно и то же время – в 1,23±0,10 и 1,19±0,11 месяца соответственно, в то время как в III группе только к 1,57±0,13 месяцам (табл. 3).

Таблица 3. Средние сроки развития моторных актов и становления речи у детей на первом году жизни в месяцах (M±m)

Движение и умелость

Группы

I

(n=52)

II

(n=106)

III

(n=56)

Фиксирует взором предметы

1,23±0,10

1,19±0,11

1,57±0,13*

Гуление

1,80±0,13

1,74±0,10

1,92±0,13

Удерживание головы

3,05±0,10

2,91±0,09

3,16±0,10

Переворачивания

5,11±0,10

5,05±0,13

5,39±0,12

Сидение

6,03±0,12

5,87±0,12

6,44±0,16*

 

Ползание

7,17±0,10

7,10±0,15

7,24±0,14

Вставание

9,14±0,15

9,05±0,10

9,38±0,13

Шаги с поддержкой

9,61±0,17

9,53±0,14

9,95±0,16

Стояние самостоятельное

10,58±0,12

10,50±0,10

11,02±0,14*

Ходьба самостоятельная

11,64±0,13

11,47±0,12

12,07±0,17*

 

Произносит гласные звуки

2,14±0,13

2,05±0,16

2,39±0,17

Произносит отдельные слоги

6,18±0,17

5,94±0,17

6,22±0,14

Произносит короткие слова «мама» «папа»

10,29±0,16

10,15±0,19

10,82±0,20*

Произносит первое слово помимо «папа» и/или «мама»

11,76±0,12

11,58±0,17

12,04±0,15

Примечание: * — Различия с показателями I и II групп достоверны при p<0,05

Также достоверно позже дети III группы (в 6,44±0,16 месяца) по сравнению с их сверстниками (в I группе в 6,03±0,12, во II группе в 5,87±0,12 месяца) начали самостоятельно сидеть, а затем стоять (в I группе в 10,58±0,12, во II группе в 10,50±0,10 и в III группе в 11,02±0,14 месяцев) и ходить (в I группе в 11,64±0,13, во II группе в 11,47±0,12, а в III группе в 12,07±0,17 месяцев).

Развитие речи во всех трех группах началось с конца первого месяца жизни вначале гулением, затем произношением в два месяца отдельных гласных звуков и в полгода – отдельных слогов.

Однако темпы этого развития у детей III группы были все же ниже, чем у детей первых двух групп, что проявилось боле поздним началом произношения отдельных коротких слов «мама» и «папа» (в I группе в 10,29±0,16, во II группе в 10,15±0,19 и в III группе в 10,82±0,20 месяцев).

При обращении в детскую поликлинику в течение года родители всех детей предъявляли примерно одинаковые жалобы. Однако частота их в различных группах отличалась (рис. 3).

Рис. 3. Структура жалоб у детей первого года жизни (на 100 обследованных) (* — Различия с показателями I и II групп достоверны при p<0,05)

Так у детей III группы чаще отмечалось выраженное беспокойство и крикливость (48,21±6,68%) по сравнению с I (28,85±6,28%) и II (22,64±4,06%) группами и нарушение сна (в I группе в 32,69±6,50%, во II группе в 28,30±4,38% и в III группе в 51,79±6,68%). Нарушение тонуса мышц, проявляющееся дрожанием ручек, подбородка, а иногда и судорогами, отмечалось в I группе в 15,38±5,00%, во II группе в 11,32±3,08% и в III группе в 32,14±6,24%.

Подобные жалобы отчасти были причиной того, что больше половины детей III группы (62,50±6,47%*) в течение первого года жизни состояли на учете у невропатолога, в то время как в I группе их было 42,31±6,85%, а во II — 35,85±4,66%.

Анализ заболеваемости детей первого года жизни показал (табл. 4, рис. 4), что наиболее часто в этой возрастной группе встречались инфекции верхних дыхательных путей, однако у детей II группы их частота была меньше, по сравнению с детьми I и III групп (54,72±4,83%* против 73,08±6,15% и 82,14±5,12% соответственно). Так же во II группе было меньше число случаев заболевания инфекциями верхних дыхательных путей на 1 ребенка (1,98±0,09*, против 2,31±0,12 случаев в I группе и 2,57±0,15 случаев в III группе).

Таким образом, дети, рожденные от матерей с ФПН, в течение первого года жизни меньшими темпами набирают рост и вес, а также имеют больший риск развития различного рода неврологической патологии, проявляющийся в увеличении частоты судорог, беспокойности и тревожности. Возможной причиной этого является гипоксическое поражение головного мозга во время их внутриутробного существования, а также нарушение процесса миелинизации нервных волокон. В дальнейшем это проявляется нарушением процессов физического и нервно-психического развития.

Таблица 4. Заболеваемость детей на первом году жизни (M±m)

Признак

Группы

I

(n=52)

II

(n=106)

III

(n=56)

Жалобы:

   
  • выраженное беспокойство, крикливость, %

28,85±6,28

22,64±4,06

48,21±6,68*

  • нарушение сна, %

32,69±6,50

28,30±4,38

51,79±6,68*

  • плохой аппетит, частые срыгивания, %

13,46±4,73

10,38±2,96

17,86±5,12

  • нарушение тонуса мышц (дрожание ручек, подбородка), судороги, %

15,38±5,00

11,32±3,08

32,14±6,24*

Заболеваемость:

   

Дети, состоящие на учете у невропатолога до 1 года, %

42,31±6,85

35,85±4,66

62,50±6,47*

Дети, перенесшие заболевания ВДП (ОРВИ, грипп, фарингиты, тонзиллиты, риниты и др.), %

73,08±6,15

54,72±4,83**

82,14±5,12

Число случаев заболеваний ВДП у 1 ребенка

2,31±0,12

1,98±0,09**

2,57±0,15

Дети, перенесшие заболевания НДП (пневмония, бронхит, астма), %

7,69±3,69

3,77±1,85

8,93±3,81

Число случаев заболеваний НДП у 1 ребенка

1,75±0,48

1,25±0,25

1,80±0,37

Дети, перенесшие болезни крови (анемия, гемолитическая желтуха новорожденных), %

11,54±4,43

9,43±2,84

14,29±4,68

Дети, перенесшие болезни органов пищеварения, (гастриты, энтериты, дисбактериозы и др.), %

9,62±4,09

6,60±2,41

8,93±3,81

Дети, перенесшие инфекционные заболевания (ветряная оспа, краснуха и др.), %

3,85±2,67

4,72±2,06

5,36±3,01

Примечание: * — Различия с показателями I и II групп достоверны при p<0,05; ** — Различия с показателями I и III групп достоверны при p<0,05.

Назначение медицинского озона в комплексе терапии ФПН, помимо непосредственного позитивного многофакторного корригирующего влияния на состояние фето-плацентарного комплекса способно улучшать прогноз развития детей после их рождения [8, 9, 12].

Рис. 4. Структура заболеваемости детей первого года жизни (на 100 обследованных)

В перспективе озонотерапия позволяет не только снизить частоту нервно-психических отклонений, но и за счет иммуномодулирующего эффекта озона [13] уменьшить вероятность инфекционных заболеваний у детей на первом году жизни.

Заключение

Озонотерапия, проводимая в комплексе коррекции фетоплацентарной недостаточности обоснована как со стороны матери и плода, так и в интересах обеспечения нервно-психического и соматического здоровья будущего ребенка.

Список литературы

  1. Эйзенберг А., Муркофф Х.Э., Хатауэй С.Э. Первый год жизни ребенка: универсальное пособие. Москва: АСТ, 2000. 672 с.

  2. Buka I., Koranteng S., Osornio-Vargas A.R. The effects of air pollution on the health of children // Paediatr. Child. Health. 2006. Vol. 11, №8. P. 513-516.

  3. Currie J.M. Stress and pain relief in the care of the surgical neonate // Semin. Pediatr. Surg. 2008. Vol. 17, №4. P. 285-289.

  4. Wilcox A.L., Calise D.V., Chapman S.E. et al. Hypoxic/ischemic Encephalopathy Associated with Placental Insufficiency in a Cloned Foal // Vet. Pathol. 2009. Vol. 46, №1. P. 75-79.

  5. Woldesenbet M., Rosenfeld C.R., Ramilo O. et al. Severe neonatal hypoxic respiratory failure correlates with histological chorioamnionitis and raised concentrations of interleukin 6 (IL6), IL8 and C-reactive protein // Arch. Dis. Child. Fetal Neonatal Ed. 2008. Vol. 93, №6. P. 413-417.

  6. Zanardo V. Placental lesions and abnormal neurocognitive function at school age in extremely low-birth weight infants // Pediatr. Dev. Pathol. 2008. Vol. 11, №2. P. 164.

  7. Клементе Апумайта Х.М., Сидорова И.С., Мурашко А.В. с соавт. Влияние озонотерапии и гипербарической оксигенации на клинико-лабораторные и морфологические показатели у больных с хронической плацентарной недостаточностью // Медицинский альманах. 2010. № 2. С. 176-179.

  8. Качалина Т.С., Гречканев Г.О. Озоновые технологии в акушерстве и гинекологии. Нижний Новгород. 2007. 292 с.

  9. Серов В.Н., Федорова Т.А., Чернуха Е.А. с соавт. Медицинская технология «Применение медицинского озона в акушерстве, гинекологии и неонатологии» // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2010. №3. С. 47-55.

  10. Клементе Апумайта Х.М., Мурашко А.В., Пак С.В. с соавт. Влияние озонотерапии и гипербаротерапии на гормонопродуцирующую функцию фетоплацентарного комплекса, состояние свертывающей системы крови и морфологию плаценты у больных с хронической плацентарной недостаточностью // Российский вестник акушера-гинеколога. 2010. Т. 10. №2. С. 35-38.

  11. Клементе Апумайта Х.М., Гречканев Г.О. Воздействие озоно и гипербаротерапии на показатели гемостаза, иммунитета, перекисного окисления липидов у беременных с субкомпенсированной хронической плацентарной недостаточностью // Уральский медицинский журнал. 2010. №10. С. 141-145.

  12. Клементе Апумайта Х.М., Мурашко А.В., Пак С.В. с соавт. Динамика показателей иммунитета, перекисного окисления липидов и антиоксидантной системы защиты у беременных с хронической плацентарной недостаточностью под влиянием озоно- и гипербаротерапии // Пермский медицинский журнал. 2010. Т. 27, № 2. С. 48-53.

  13. Клементе Апумайта Х.М., Мурашко А.В., Пак С.В. и др. Влияние озоно-гипербаротерапии на состояние свертывающей системы крови у больных с хронической плацентарной недостаточностью // Пермский медицинский журнал. 2010. Т. 27, № 1. С. 57-61.